FAQ по поиску неисправностей в системе охлаждения дизельных двигателей BMW.
Невольными подопытными стали моторы М47 (318d), М47TU (320d), М57 (530d).
У всех трех моторов одинаковые симптомы и проделанный объём работ по поиску неисправности, а именно "стояк" (отсутствие циркуляции охлаждающейжидкости (далее - ОЖ)) в системе охлаждения. данные рекомендации справедливы как для авто с двумя, так и с одним термостатом.
Итак симптомы:
Заметил частую работу вентилятора охлаждения, проверил температуру по БК - 98-100 градусов. Кстати ситуация может усложниться неисправностью в работе заслонок радиатора (М47 320d) и самого вентилятора. Их тоже нужно проверить на работоспособность.
Возможен уход указателя температуры на приборной панели от привычного 12 вправо. напомню, что стрелка указателя температуры ОЖ стоит на 12 часов начиная с 75-80 по 115-120 градусов. Дальнейший нагрев чреват перегревом ДВС. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
В движении температура растет до 98-102 градусов. На холостом ходу опускается до положенных 88-92. Предполагаем - в системе воздух, проверяем:
при открытии отверстия для развоздушивания жидкость снова начинает циркулировать и термостат открывается. При закрытой пробке радиатора и 100 градусах иногда выкидывает жидкость наружу, при открытой такого не происходит. Также в движении температура плавает от 90 до 100 градусов (предполагаем - открывается и снова закрывается термостат вследствие появления и последующего исчезания циркуляции жидкости).
Проверяем на прогорание прокладки ГБЦ:
Жидкость в бачке не бурлит, в расширительном бачке нет масляной пленки, а в масле отсутствуют следы антифриза. ОЖ в бачке не пахнет выхлопом,сам выхлоп не имеет ни особого цвета, ни особого запаха. Патрубки не имеют твердости дерева. При "деревянных" патрубках гарантированно будет присутствовать кипение ОЖ и резкий запах выхлопа из расширительного бачка - это прямые признаки прогара прокладки или трещины в ГБЦ. Если все это минуло стороной, идем дальше.
Если после остановки ДВС патрубки несколько надуты (сжимаем двумя пальцами),значит идем искать причину дальше. Если же наутро патрубки сдавлены - крышку расширительного бачка в топку немедленно. Лопнувший расширительный бачок также свидетельствует о как минимум неисправной крышке бачка.
Что нужно проверить, чтобы в дальнейшем поиске считать исправным:
крышка расширительного бачка - проверяется на открытие клапана сброса избыточнго давления. На дизельные модели ставится крышка с клапаном срабатывания 1.4 Бар. Не путать с крышкй на безниновые модели, там клапан срабатывает на 2.0 Барах, о чем свидетельствует соответствующая надпись на самой крышке. Проверяется в Миске на СТО "ВилТехСервис" и "Боровой" 100%;
водяной насос - проверяем на течи и осевой люфт. Если все в порядке, промываем радиаторы при этом проверяем на внешнюю и внутреннюю забитость. Внешнюю забитость вы увидите сразу. Я замачивал свой радиатор, наносил химию и с расстояние1-1.5 метра мыл самым низким давлением из Kharcher. Забит радиатор или нет изнутри тоже легко проверить – исправный радиатор нагревается равномерно сверху вниз, ненагретых областей в случае открытия термостата нет. Понятное дело, если радиатор неравномерно нагрет – либо пытаемся его вымыть изнутри, либо меняем;
электрический догреватель ОЖ.
Признаки отказа - при работе отопления холодный, плавают обороты холостого хода. Проверка - INPA или DIS. Снимаем фишку с догревателя и смотрим за оборотами ХХ, если нормализовались - беда в нем, если же нет, то скорее всего искать причину нужно совсем в другом месте.
Удаление воздуха из системы ОЖ производим строго по TIS, если немного уходим от букваря, обнаруживаем отсутствие нормальной циркуляции ОЖ в трубке возврата системы отопления - значит неправильно развоздушили изначально. Делаем снова все строго по TIS.
Если результата по температуре не достигнуто, меняем термостат. Лучше перед заменой термостата найти старый неисправный термостат (нам будет нужен только его корпус и неповрежденная прокладка), выковырять сам механизм и поставить на авто. Если все нормально работает - температура долго, но все же поднимается до заветных 88-93, меняем этот корпус на целый термостат. Едем в пробную поездку. Хорошо подходит километров 20 загородного шоссе. Если свершилось чудо и температура ОЖ 88-93 градуса постоянно, то все в порядке.
Если воз иныне там - температура ОЖ как и была - 97 - 105 градусов, можно и дальше менять все, что угодно в системе, танцевать с бубном и молиться Богу охлаждения, чтобы последний наконец-то снизошел и помиловал, но как показала практика, результат будет один и тот же.
дополнительная водяная помпа.
Многие считают, что этот электрический насос нужен настолько, насколько не нужна система ЕГР, но это не так. Зимой особенно ощутима неисправность данной детали - салон прогревается достаточно долго.
проверка:
включили зажигание, дали обороты моторчику отопителя с помощью кнопок на панели климата - при открытом капоте будет слышно "жужжание" моторчика доп. помпы. Выключили обдув - помпа затихла. Если такого не происходит, скорее всего стерлись щетки электродвигателя. Можно заменить самому либо у спецов. Процесс замены самостоятельно хорошо описан здесь: http://www.bmwclub.b...vodianoi-pompy/
Теперь о главном.
Если вам пришлось по какой-то причине заменить термостат ЕГР или основной термостат, радоваться как минимум преждевременно. Развоздушивание на месте на холостом ходу еще не значит стабильную циркуляцию ОЖ в системе, а точнее в движении. Если при езде температура ОЖ доходит до верхнего предела 100-105 градусов и никакие признаки не указывают на наличие пробоя прокладки ГБЦ (указаны в начале темы), снимайте то, что вы поменяли и несите обратно - это 200% косячный термостат.
Мой вам совет - никогда и ни за что не берите эту аппаратуру со спиленными серийниками - это не то, что не оригинал, это даже не тот производитель,который указан на корпусе детали.
Но!!! Деталь, купленная у офф. дилера, например на "Байернкарфт" тоже не гарантирует 100% стабильной циркуляции ОЖ в вашем авто. Если происходит то же, о чем написано в выше, также снимаем эту куйню, которая с оригинальным термостатом ничего общего не имеет и несем им обратно.
Есть мнение the_crow, что не стоит брать термостаты 2012 г.в. (дата выбита на корпусе термостата).
Если интересны подробности, читаем полностью эту тему и еще одну ссылка про одного несчастного, попавшего как и я на кошение бабла, назовем их другими словами - недобросовестных продавцов и неумелых диагностов.
И еще - термостаты никак нельзя кипятить в кастрюльке !!!
О результатах.
В вышеупомянутых моторах ревизии не подверглись только радиатор печки. Все остальное было заменено на либо новое, либо исправное б/у. Комплетующие не вызвали нареканий.
Термостаты в количестве пяти штук были все новые.
основные:
Behr со спиленными серийниками - 2 шт.;
Behr с оригинальным номером BMW - 2 шт.;
термостат ЕГР:
Behr с оригинальным номером BMW - 2 шт.
И все нерабочие!!!
Конечно если у кого-то есть особое мнение по этой проблеме, милости просим обсудить тут.