Всех приветствую!
На форуме российского БМВ клуба аналогичная тема не новшество, посему решил создать таковую и у нас, так сказать, дома, тем более что в РБ с каждым днем прибавляется кол-во свежих БМВ F серии. Ни для кого не секрет, что добрая половина, ато и больше, из этих «новичков» приехали к нам из братской России той же братской калининградской сборки, а следовательно, и с пакетным калининградским опционалом. Нет, есть конечно и достаточно исключений, но, у порядочного количества Ф-ок из РФ штатная аудиосистема оставляет желать лучшего.
В своей F10 я решил это исправить.
Немного предистории. У меня в разные годы были во владении разные автомобили, но во всех автомобилях я вносил изменения в штатные аудиосистемы, от замены кассетной магнитолы на CD проигрыватель и до установки сабвуфера с подключением усилителя к штатной магнитоле, которую менять по эстетическим причинам не было ни малейшего желания. В основном это были достаточно примитивные системы, как говорится, абы долбило и задний номер тресся. Но запас теоретических и практических знаний в этой теме от машины к машине увеличивался и накапливался.
Пришло и время моей F10, кстати, она немецкой сборки. Купив ее более года назад, еще до кризиса, был неслыханно доволен всем, и даже штатной аудиосистемой. Нужно заметить она, аудиосистема, в моей машине была не самая худшая (Hi-Fi на 12 динамиков без DSP) но и не Logic 7 и тем более не B&O. Справедливости ради, стоит заметить, что есть системы в F10 и хуже – точной формулировки названия не скажу, но «визуальное» отличие этих систем – отсутствие высокочастотников (пищалок) в треугольниках передних дверей (вместо них заглушки) и отсутствие компонентов в торпеде по центру. Продолжим. Итак, откатав год на своем авто и переслушав много разной музыки, всяких жанров на различных громкостях постепенно начал ностальгировать по качественному звуку. Начал обдумывать, что и как можно улучшить. Главный критерий – максимально сохранить стоковый вид автомобиля и при этом получить желаемый эффект.
Проштудировав форумы и специализированные интернет-магазины в голове постепенно начала складываться общая картинка по звуку в F10. Итак, какие варианты на сегодняшний день по изменению аудиосистемы существуют. Сразу оговорюсь, систему было решено делать своими руками, во-первых это значительно снижает бюджет, во-вторых каких-либо всебелорусских автоаудиоателье я не знал и не знаю по сей день, и в-третьих очень было интересно самому сделать все, так сказать, ответить самостоятельно на вызов немецких инженеров. )) Как оказалось, тема аудио в Ф серии, достаточно актуальна и в РФ, и в ЕС, и за океаном. Поэтому существует приличный выбор компонентов аудиосистемы подходящих для установки в штатные места. Раз уж брать такие компоненты, то от идеи установки сабвуфера в багажник временно было решено отказаться. Встал вопрос: что делать с басом? Ответ очевиден – подседельники нужно менять. Естественно нужно тогда менять и штатные средне- и высокочастотники в передних дверях. А чтобы все это могло играть в полную силу нужно ставить усилитель. Вот именно с усилителем возникает больше всего вопросов. Нет, не в том, какой усилитель покупать, вопрос, а в том, как его корректно и качественно установить в автомобиль и чтоб он «подружился» со штатным головным устройством. На этом минимуме замен пока и остановимся. Покупать компоненты аудиосистемы малоизвестных производителей не хотелось, поэтому, учитывая этот момент, и общую доступность в продаже каких-либо компонентов для установки в штатные места, вырисовалась схема аудиосистемы уже с конкретным продуктом конкретного производителя аудиокомпонентов. Итак, все компоненты буду ставить компании ETON (заявлено, что все сделано в Германии). Примерная схема системы будет такова:
Все компоненты планируемой системы (усилитель, подседельники и высоко-, среднечастотники в передние двери) были найдены в России. Стоимость такого комплекта, включая провода для установки, вышла чуть более 1к$ В РБ цена на этот комплект примерно та же.
Итак. Компоненты аудиосистемы есть, необходимый инструмент есть, гараж есть, руки ноги есть, голова еще работает, погода более или менее благоволит. Нужно ставить! Страшно, что-то сломать, спалить и т.д. ремонт будет стоить хороших денег. Но, как говорится: глаза боятся, а руки делают!
Установку начал с наведения полного порядка в гараже и освобождении максимального кол-ва свободного места вокруг машины. Далее, загоняем авто в гараж, обклеиваем малярной лентой все места кузова где возможно, нечаянно, в процессе установки, нанести повреждения. Следующий этап: снимаю все обшивки в багажном отсеке, нужно отметить, что при наличии специального инструмента для снятия обшивок это делается достаточно просто, и даже с некой долей удовольствия от того, что все идет «как по маслу». После снятия обшивок нашему взору открывается вот такая картина:
По центру аккумулятор, справа провода, слева провода, много проводов, очень много проводов, они практически везде. Но наша задача найти нужные, и добавить еще немного проводов )).
Наконец-то моим глазам предстал (столь мифический для моего разума ранее) штатный усилитель Hi-Fi (показан стрелками на фото)
С этим то девайсом нам и предстоит провести основные работы по внедрению усилителя ETON в штатную аудиосистему. Знатоки в этом месте зададут мне вопрос: почему с усилителем а не ГУ? Отвечу – я много обдумывал как врезаться в систему. Вот критерии синтеза: выпаивать линейные выходы из ГУ не хочу однозначно, ни спецов ни контор, которые этим занимаются не знал и не знаю и при такой выпайке есть большая вероятность, что перестанут работать штатные сигналы парктроника и громкая связь. В России люди с этим сталкивались, до тех пор пока спецы с паяльниками не научились паять как должно быть, а может и не научились до сего дня, я не вдавался в этот вопрос. И следующий критерий: сняв ГУ, я обнаружил, что от него на штатный усилитель идет 4 аудиоканала проводов при системе в 7 каналов. Выходит, что от штатного усилителя мне нужны 2 канала на подседельники и 2 канала на правую и левую двери, т.к. усилитель Eton 4-канальный, мне необходимы 2 пары RCA разъемов. Штатный усилитель снят, коса проводов в руках, отмечаю, что в фишке штатного усилителя очень много проводов, жгут толщиной примерно в основание граненого стакана. Схем и распиновок фишки штатного усилителя мне не удалось найти ни в интернете ни в реинголде. Посему применяем метод «от обратного». Первыми решено менять подседельники, а при снятии/установке определю какие провода к ним подведены. Что собой представляет замена подседельников в F10? Все достаточно просто. Снимаем 4 защитных кожуха (на фото поз. №1) с направляющих каждого сидения. Затем откручиваем 4 винта крепления (на фото поз. №2) на каждом сидении.
Откидываем сидение назад или вперед (кому как удобно) чтобы получить доступ к установочному месту подседельника (далее вуфера). Для удобства манипуляций может потребоваться демонтаж накладки порога. С ней все классически: неудачное движение и крепления отломаны. Я обошелся без поломок. В этот момент на помощь мне подоспел Женя на золотой F10 (в клубе ник bow_wow). Привет Жене и спасибо за оказанную самоотверженную помощь. Теперь уже в компании соклубника весело выкручиваем 4 винта крепления защитной сетки (гриля) и нашему взору открывается штатный подседельный динамик. Он в свою очередь крепится к корпусу 4 винтами. Выкручиваем. Сам динамик с завода садится в корпус на герметик и 4 винта, в моем случае потребовалось небольшое усилие и герметик отстал от корпуса. Иногда приходится греть промышленным феном. Отсоединяем фишку, динамик в руках. Легкий, очень легкий динамик, непонятно на какой звук надеялись конструкторы при установке таких динамиков в автомобиль бизнес-класса с названием аудиосистемы – Hi-Fi. Подержав в руках штатный динамик и динамик Eton понимаешь, что затея по замене компонентов очень даже неплохая. Ставим вуфер ETON назад в корпус. Крепим винтами (штатными), возвращаем гриль на свое место.
Прошу простить за качество фото, но они делались для себя, так сказать, и на телефон. Идея создания, если это можно так назвать, отчета родилась позднее.
Штатный гриль прекрасно подходит к динамику ETON. Прикручиваем назад кресло. Проделываем все те же манипуляции со вторым подседельником. Промежуточная проверка работы только что установленных динамиков, пока еще от штатного усилителя. Работает! Садимся в машину даем громкости, и приходим к выводу, что уже, даже при работе от штатного усилителя, чувствуется качественное изменение звука. Оно не такое кардинальное, НО, разница есть! Радуемся. С новыми силами, и еще большим энтузиазмом переходим к багажнику. Нужно подключить усилитель Eton и попробовать уже с этим усилителем. Не буду вдаваться в подробности зачисток изоляций, лужения кабелей и подобных электотехнических манипуляций. Подключаем «+» провод непосредственно к клемме аккумулятора, «-» кидаем на корпус, благо мест подключения предостаточно в багажнике. Временный remote для усилителя беру от «+» прикуривателя в багажнике, заодно проверим как быстро «засыпает» прикуриватель в багажнике, возможно он станет постоянным. Далее обрезаем провода идущие от родного усилителя к вуферам, наращиваем их и подключаем уже к новому усилителю. Делаем предварительные настройки усилителя так сказать «на глаз». Накидываем минусовую клемму на аккум, все работает! Усилитель включился. Проверка звука. Зачет! Долбит в разы лучше того как было. Помним, что усилитель практически не настроен и динамики в дверях еще не заменены. Все отключаем, и продолжаем работу.
Парни в это время крутят свои машинки:
Привет Негмату и Бегуну!
Далее двери. Обшивки передних дверей снимаются довольно таки просто. Предварительно рекомендую посмотреть видео, как это делают специалисты в Америке, например. На просторах инета таких видеомануалов достаточно. В двух словах: снимаем декоративную накладку, она на защелках держится. Под ней винт под головку torx, далее снимаем накладку под ручкой открытия двери (с ней дольше всего мучиться придется) она также держится на защелках. Под этой накладкой еще один винт torx. Далее начиная от бокового зеркала двигаемся вниз и аккуратненько отщелкиваем пистоны. Последнее действие – снимаем обшивку движением вверх с уплотнительной резинки форточки. Обшивку кладем на колени и по порядку отсоединяем все разъемы от лампочек подсветок и конечно же самих динамиков. Для безболезненного отключения фишек неплохо бы запастись пассатижами или клещиками с тонкими рабочими пластинками до 5мм. Запоминаем какие провода подведены от штатного усилителя к динамику. Далее медленными аккуратными движениями достаем крепежные пистоны жгута проводки, пистоны многоразовые, если не сломать их сразу. Здесь я сфоторгафировал как была проложена проводка, на случай вопросов по обратному монтажу. Обшивка снята. Снимаем динамик, по нему делаем трафарет из прочного картона для выпиливания деревянной проставки м/у динамиком и обшивкой. Далее сравнительные фото штатных и новых среднечастотников:
Можно и проставку и динамик крепить на родные шпильки родными гайками, но тогда придется пожертвовать толщиной самой проставки, я решил просто добавить еще 3 «ушка» крепления. Теперь проставка крепится на штатное место, а динамик уже непосредственно к проставке обычными саморезами.
Пластиковую заднюю часть ниши для мелочей обклеиваем виброизоляцией.
Далее снимаем треугольник с родной пищалкой, заменяем пищалку, благо комплект Eton разработан под установку в штатные места! Ничего не приходится резать и подгонять. Собираем обшивку в обратном порядке. Провода решили оставить штатные, все разъемы подходят тоже штатные.
Перемещаемся в багажник. Обрезаем ранее отмеченные провода от штатного усилителя к динамикам в передних дверях. Наращиваем и подключаем к новому усилителю.
Подключаем, включаем, все работает! Времени на настройку совсем нет, так, пару тумблеров щелкнули, пару «крутилок» покрутили, сошлись на том, что «обалденно», приступили к укладке проводов и размещению нового «жильца» в багажнике. Изначально планировалось изготовить полочку, обтянуть ее карпетом и закрепить под задней полкой, а на нее уже усилитель. Но, т.к. усилитель достаточно компактен, нашли для него место около аккумулятора (фото ниже). Правда для этого пришлось переселить блок управления парктрониками, но это совсем несложно.
Примеряли фальшпанель багажника, которая с отсеком для мелолчей. Влазит. С натягом, но не критично. Зато получилось сохранить первозданный вид багажника! Фото далее. Остаются мелочи: собрать в жгут провода от усилителя (нового), протянуть их в крыло, и весь запас проводов аккуратно уложить рядом со штатным усилителем, места там предостаточно.
Возвращаем все обшивки на свои законные места, за исключением той, что с отсеком для мелочей, чтобы еще можно было добраться до усилителя некоторое время для точных настроек.
По итогу все выглядит так:
Выводы и заметки.
Вся работа заняла чуть более 3-ех дней. На это повлияло то, что очень много пришлось делать без точного знания что, куда, как. Методом проб и ошибок. Информации по замене акустики очень мало в общем доступе.
В одни руки такую работу проводить не рекомендую. Будет куда быстрее и удобнее делать это вдвоем. (Еще раз благодарю Женю Bow_wow)
Бюджет замены, с учетом покупки далеко не самого дешевого комплекта динамиков и проводов, а также вспомогательных материалов получился около 1120$
Внешний вид багажного отделения и дверей сохранился на 100%.
Музыка играет! Я не законченный меломан, но на максимальной громкости и бас, и голоса и различные инструменты средних частотных диапазонов слышны четко. Никаких помех и искажений. Долбит так, что пятая точка чувствует все удары барабанов в песне и т.д. Запаса мощности в подседельниках предостаточно. Из минусов отмечу: на максимальной громкости в некоторых композициях пищалки могут резать слух (думаю это из-за настройки на усилителе, ибо до сих пор езжу и поднастраиваю на разных песенках, дабы найти золотую середину).
Катаюсь уже более 2 месяцев, вопрос сабвуфера до сих пор не похоронил, тем более что имеется сабвуфер JBL на 1кВт с 92 Дб чувствительности и усилитель к нему. Плюс все самые неприятные подготовительные работы по проводке в автомобиле уже сделаны. Один вопрос: заморочиться «стелсом» в левое крыло или оставить в ЗЯ и не париться? С одной стороны - «стелс» круто смотрится и модно нынче, с другой стороны – места в багажнике предостаточно и я его почти не использую, да и сеточкой в левом крыле как-то жалко жертвовать…
P.S. как говорится "гулять так гулять!" почти сразу же после замены акустики сделал чип (перепрошивка "мозгов") без удаления сажевого и т.д. Имеем около 215-220 лошадок и примерно 490 Н*м крутящего момента. Доволен как слон! Для 2.0Д очень впечатляюще поехала машина, но это уже совсем другая история...
Кому интересно глянуть, послушать вживую, милости просим на встречи Ф серии в Минске. Информация у меня в подписи.
Спасибо за внимание всем, кому хватило терпения и усидчивости дочитать сей пост до конца. Мира, добра, ровных дорог!
Также еще одно, отдельное спасибо, всем кто так, или иначе участвовал в процессе выбора, покупки, установки акустики, особенно Жене Bow_wow!
P.P.S. В дальнейшем, в этой теме предлагаю обсуждать акустику, проблемы с акустикой, замены штатных систем и все связанное с этим, в кузовах F серии.