УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Мне доставляет массу неудобств передвижение по нашим дорогам. и хотелось бы как-то это исправить.Это обращение было направлено в Гродноавтодор, на него был получен ответ, что у нас всё лучше, чем где либо. ИЗВИНИТЕ,Файл не крепится, поэтому вставил его в поле. Таблицы тоже все преобразовались. Кому интересно, перешлю на почту.
Приказом от 27 ноября 2013 г. № 497-ц Министерства транспорта и коммуникаций 01 января 2014 г. внесены изменения в приказ от 18 октября 2011 №221 Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций «Об утверждении технического кодекса установившейся практики» ТКП 100-2011 «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог» (далее – ТКП). Приказом № 221 (п.4.3) предусмотрена разработка, согласование и реализация планов технического перевооружения, а именно строительство закрытых складов для хранения противогололёдных материалов, приобретение оборудования для стационарных и передвижных смесительных установок с объёмным дозированием, современных механизмов для зимнего содержания дорог.
В подготовительный период в соответствии с п.5.1.2 ТКП должна быть подготовлена техника, заготовлены противогололёдные материалы (в том числе хлорид натрия в чистом виде), проведено обучение персонала с оформлением соответствующих форм.
Фактически требования приказа и нормативной документации не соблюдаются.
Автомобили не готовы к работе, т.к. отвалы встречающихся на дороге авто с повреждёнными резиновыми уплотнителями, авто не обеспечены устройством для увлажнения твёрдых кристаллических ПГМ на основе хлористого натрия непосредственно на диске пескосолераспределителя (п.5.4.3. ТКП) и не увлажняют смеси.
Пескосолевая смесь хранится на открытых площадках в нарушение требований ТНПА и не соответствует требованиям СТБ 1158 по содержанию в песке частиц диаметром более 5 мм.(см.фото 1 ( см Хранение ПСС на площадке ДРСУ -51, г.Гродно, ул. Я.Коласа)
Фракция посыпок хорошо видна на следующем снимке, который сделан 23 января 2018 года на дороге Р-42 Гродно- граница Литовской Республики в районе посёлка Зарица (фото 2).
При движении по автомобильным дорогам разных уровней ответственности приходится наблюдать ряд нарушений ТНПА, а именно:
- рыхлый и сухой снег с проезжей части не удаляется в соответствии с разделом 5.3. ТКП. Примеры на фото – движущиеся по дороге механизмы рассыпают ПСС, не пытаясь убрать снег, отвалы подняты. (ФОТО 3,4)В результате на дороге образуется смесь снега, соли и грязи, ухудшающая управляемость автомобиля, являющаяся причиной множества аварий (фото сделаны на дороге М-6 17.01.2018 на участке от г. Гродно до г. Лиды при движении в Лиду и в обратном направлении через 7 часов, температура воздуха менее -10°С);- для обработки используется только пескосолевая смесь, даже если дорожные и погодные условия позволяют использовать химический метод (п.5.4.8 ТКП ПСС необходимо применять на дорогах с гравийным покрытием, грунтовых дорогах и дорогах с переходным типом покрытия при наличии уплотнённого снега, а также на дорогах с усовершенствованным типом покрытия при температуре воздуха ниже минус 15°С);
Следует обратить внимание на то, что при химическом методе в соответствии с табл.2 ТКП средний расход хлористого натрия в зависимости от вида скользкости и температуры наружного воздуха – 15-85 г. на кв. м обрабатываемой дороги. При ширине обработки 3 м и при загрузке 20 т. один автомобиль может обработать более 80 км дороги одной загрузкой. При использовании ПСС (песко-солевой смеси) – в несколько раз меньше, в среднем 12-15 км
- обработка песко-солевой смесью проводится без учёта погодных условий и состояния дорожного покрытия. 07 января текущего года (воскресенье) ездил в Гродно из д.Польница по дорогам Лукавица – Гожа и Р-42 Гродно- граница Литовской Республики. Погода была сухая, солнечная, слегка морозная (днём 2-3, ночью до 10 градусов). Дорога была абсолютно сухая, без намёков на снег и гололёд, и прогноз погоды на ближайшие дни был благоприятный. Для превентивной обработки в соответствии с 5.5.1 ТКП не было никаких оснований, однако в понедельник, 08 января, Р-42 была обработана ПСС. Городские улицы не были обработаны, в городе было сухо. Во вторник, 09 января, ПСС была нанесена на улицы в городе. В результате обработки на покрытии образовалась грязная жидкая плёнка с включением песка и гравия, существенно ухудшающая сцепление колёс автомобиля с покрытием, что является нарушением п.6.1.3 СТБ 1291-2007. При этом тротуары, ничем не обработанные, всё время оставались чистыми и сухими. Обработка продолжилась 11.01.18 опять же без причин. Грязной жижи на дороге ещё добавилось. Вымытый дочиста автомобиль в сухую погоду на такой дороге за день покрылся слоем чёрной грязи такой толщины, что перестал читаться номерной знак. А проехал я за это время менее 200 км по М-6 и Р-42. Грязь не отмывается без моющих средств, что говорит о наличии в смеси большого количества примесей органики. К автомобилю невозможно подойти, открыть двери и багажник, не испачкавшись – ручки дверей в грязи, с крышки багажника течёт грязь.
Для сравнения ситуации по обслуживанию дорог в соседней с нами Литовской Республике, в которой заметно резкое отличие при пересечении границы (дорога чистая и сухая, на Р-42 – грязная жижа) мною был направлен запрос в Дирекцию автомобильных дорог Литвы. Были заданы следующие вопросы:
Для сравнения методов зимнего содержания автодорог в Литовской Республике и Республике Беларусь прошу дать разъяснения:
1. Какие противогололёдные материалы предусмотрены нормативными документами и в каких случаях они применяются (температура наружного воздуха, состояние дорожного покрытия)? Опишите вкратце технологию обработки дорог, используемые для этого материалы и механизмы.
2. Используется ли песко-солевая смесь на дорогах первого и второго уровня? Используется ли песко-солевая смесь для обработки проезжей части дорог в городе?
3. Отличается ли технология обработки от зимней скользкости проезжей части мостов и путепроводов по сравнению с рядовым дорожным покрытием?
Следует отметить, что ответ был получен достаточно быстро.
1. Normatyvai nurodyti 2015 metais LAKD išleistame metodiniame leidinyje "Lietuvos valstybinės reikšmės automobilių kelių priežiūros žiemą vadovas". Čia http://lakd.lrv.lt/lt/lietuvos-valstybines-reiksmes-automobiliu-keliu-prieziuros-ziema-vadovas yra išsamiai aprašyta tiek priežiūros žiemą teisinė bazė, tiek ir technologijos, procesai ir medžiagos. Šiuo metu ruošiami nauji kelių priežiūros normatyvai KPV PN-18. Нормативный документ утверждённый Литовской дирекцией автодорог в 2015 г. « Руководство по зимнему обслуживанию автомобильных дорог Литвы». Можно открыть по ссылке. Это правовая база технологических процессов и материалов. В этом году готовится новый нормативный документ KVP PN -18.
1.Iš praktinės pusės, aprašyto "recepto" visiems gyvenimo atvejams nebūna - tenka vertinti situacijas individualiai. Na, bet jei trumpai: Практически, рецептов на все случаи жизни не бывает – нужно оценивать ситуацию индивидуально. Но, если кратко:
2. Magistraliniuose keliuose smėlio druskos mišiniai naudojami tik išimtiniais atvejais (pvz. stiprios lijundros ar pustymo metu). На магистралях песко-солевую смесь используем только в исключительных случаях (при очень сильной гололедице с дождём и во время метели)
3. Praktiškai tiltų ir viadukų važiuojamosios dalies priežiūros žiemą technologija nesiskiria nuo viso kelio važiuojamosios dalies - tik atsižvelgiant į tai, kad jie greičiau apledėja, ant jų dažniau naudojamas prevencinis barstymas. Практически обслуживание мостов и виадуков зимой не отличается от всей проезжей части дорог, но так как на них быстрее образуется лёд, они нуждаются в более частой превентивной обработке.
Esame atviri bendradarbiavimui, tad, jei ką, skambinkite, rašykite.
Далее они пишут, что открыты для сотрудничества и готовы ответить на конкретно заданные вопросы. Думаю, если пригласить их для обмена опытом, они готовы приехать.
Изучив руководство по обслуживанию дорог в Литве, привожу некоторые данные. Все материалы руководства имеют ссылки на научные исследования, положительный европейский и мировой опыт.
На странице 37 руководства в таблице 3.2 приведены основные требования к обслуживанию дорог в зависимости от уровня дороги:
« табл. 3.2 Основные требования к зимнему содержания проезжих частей Литовских автомобильных дорог государственного значения (KPV PN-14)
Требования
Уровень обслуживания
1 -высокий
2 - средний
3-низкий
Во первых, если ночью сформировалось скользкое покрытие, дорога должна быть посыпана не позже:
магистраль
круглосуточно
до 7 часов
до 8 часов
краевые дороги
до 7 час
до 8 час
до 10 час
районные дороги
до 9 час
должна быть посыпана только после гололедицы или после сухого мороза без снега в течение 5 рабочих часов, после окончания обработки дорог более высокого уровня обслуживания и важности
посыпаются только опасные участки (крутые подъёмы, кривые малого радиуса), после окончания обработки дорог дорог более высокого уровня обслуживания и важности
Если потребность убрать снег (обработать-посыпать) возникла позже, работы по уборке-посыпке должны быть выполнены:
магистраль
в течение 2часов
в течение 3 часов
в течение 6 часов
краевые дороги
3
4
8
районные дороги
5
должна быть обработана только по гололедице и гололёду в течение 5 рабочих часов, после окончания обработки дорог более высокого уровня обслуживания и важности
только на опасных участках, только после окончания обработки дорог более высокого уровня обслуживания и важности
При нормальных погодных условиях / снежно, метель на покрытии может быть слой снега:
Рыхлый, толщиной не больше чем:
магистраль
не должно быть/4,0см
1,0/7,0
3,0/10,0
краевые дороги
не должно быть/5,0см
3,0/10,0
7,0/15,0
районные дороги
3,0/10,0
7,0/15,0
10,0/20,0
Снежный накат, толщиной не более чем:
магистраль
не должно быть/1,0 см
не должно быть/2,0 см
1,0/4,0 см
краевые дороги
не должно быть/2,0 см
1,0/5,0
2,0/7,0
районные дороги
2,0/5,0
нет требования
нет требования
Колеи, при нормальных погодных условиях:
магистраль
не должно быть
не глубже чем 3,0 см
не глубже 4 см
краевые дороги
не глубже 3 см
не глубже 4 см
не глубже 6см
районные дороги
не глубже 4 см
не глубже 6 см
не глубже 6 см
При очень сложных погодных условиях время обработки и требования к показателям, определяющим состояние дороги, являются необязательными к исполнению.
Примечание. Очень сложные метеоусловия это: снег идёт или метель дольше 6 часов; более 24 часов с перерывами снегопад или метель; промёрзшая дорога после дождя обледенела, гололедица; в течение суток дорога обледенела более двух раз; температура воздуха в течение дня не поднялась выше минус 8 градусов Цельсия»
Очень похоже на требования по обслуживанию дорог в Республике Беларусь. На странице 43 руководства в разделе 3.3. приведены нормативы расхода материалов для удаления зимней скользкости и основные положения их использования.
«3.3. Нормативы расхода материалов для зимнего обслуживания автодорог
При обслуживании дорог зимой очень сложно выбрать подходящие средства и нормы расхода материалов. Так как физические процессы плавления снега и льда комплексные, сложно подобрать подходящую диаграмму обработки. В этом случае правильнее использовать простейшие рекомендации из практики. Эти рекомендации приведены в табл.3.4, в зависимости от существующих и прогнозируемых условий окружающей среды определяют рекомендуемые средства и норму их расхода при прогнозируемой температуре дорожного покрытия. Эти рекомендации подтверждены практическим использованием с 2011 г. на дорогах Германии.
Стремясь обеспечить эффективное обслуживание дорог, необходимо выделить следующие условия:
- превентивная обработка должна стать обычной практикой;
-время, в течение которого соль находится на дороге, ограничено;
- уменьшение количества материалов для обработки лучше обеспечить распылением солевого раствора;
-уменьшить количество посыпок во время снегопада.
Применение превентивных мер, а именно распространение на поверхность дороги химических материалов (солей) перед движением транспорта и предшествующими опасными метеоусловиями (например, гололёдом). Установлено, что использование химических материалов перед экстремальными погодными условиями значительно улучшают состояние поверхности дороги и образование льда на ней. Даже в чрезвычайно плохих погодных условиях (при обильном и долгом снегопаде и метели) можно пятикратно облегчить и уменьшать стоимость применения повторных мер. Современные информационные системы погодных и дорожных условий, современная техника для обработки дорог позволяет эффективно использовать превентивную обработку, что значительно улучшает ситуацию безопасности на автодорогах зимой. Поэтому, используя возможности правильно прогнозировать и предвидеть обледенение дороги или другие опасные метеоусловия, практику превентивной обработки необходимо считать основополагающей. Такая практика уже повседневна во многих зарубежных странах, в том числе в Германии.
Новейшие исследования по сохранению соли на дороге показали, что продолжительность воздействия соли на дорогу очень ограничена. Во-первых, на сухой дороге твёрдые частички соли после небольшого времени от воздействия транспорта измельчаются и становятся неэффективными. Только смоченные частицы действуют дольше. Поэтому являются эффективнейшим превентивным средством, предусмотренным перед обледенением дороги, особенно на сухой поверхности дороги.
Растворы соли можно равномерно распределить при большей скорости движения, используя значительно меньшее количество материала. Практика использования смоченных солевых посыпок показала, что при скорости движения более чем 60 км/ч добиться равномерности распределения материала на покрытии очень сложно, так же и правильного расходования материала. Увеличивая скорость движения, мельчайшие частицы материала и его большинство распространяем на обочины. Поэтому на автомагистралях и больших дорогах правильнее при превентивной обработке распылять солевой раствор. Кроме того, для удаления тонкого слоя льда (гололёда) достаточно 10 г/м.кв. раствора. Так как добиться такого малого расхода материала при традиционной посыпке смоченной солью практически невозможно, подходящим для превентивной обработки средством является распыление солевого раствора, он более точно наносится, улучшается адгезия и дольше остается эффективным на поверхности дороги. Как показывает зарубежная практика, даже такие малые количества как 10 мл/кв.м (это соответствует 2гр соли /м.кв) могут быть равномерно распределены при движении с большой скоростью и распылении солевого раствора на требуемую ширину.
Наибольшее количество соли используется зимой при обильных и продолжительных снегопадах. Именно в этих условиях имеется возможность уменьшения расхода используемых материалов. Как показывает зарубежная практика, соответствующие профилактические меры могут пятикратно облегчить и удешевить применяемые меры, так же значительно уменьшить потребление соли. Кроме того, многолетний практический опыт показывает, что посыпка смоченной солью при интенсивном и длительном снегопаде уменьшает снежный накат и облегчает его уборку после окончания снегопада. При таких обстоятельствах распыление солевого раствора полностью заменить смоченную соль не может. При интенсивном снегопаде и образовании наката (толщиной более 1 см) и обледенения, особенно при низких температурах (ниже минус 6 градусов Цельсия) эффективнее использовать посыпку смоченной солью. Также распылить солевые растворы невозможно при вьюге, дожде со снегом, дожде и сильном ветре. При таких условиях использование солевых растворов может ускорить формирование снега на поверхности дороги, а использование при дожде - их разбавление или смыв.
Стремясь более эффективно и правильно выполнить превентивную обработку автодорог и уменьшить расход материалов, мы предлагаем таблицу 3.4, в которой предпочтение однозначно отдаётся превентивной обработке. Она основана на распылении солевых растворов при температуре до минус 6°С. Распыление солевых растворов является эффективным средством, при больших скоростях обработки может быть распределено небольшое количество соли, также она хорошо удерживается на поверхности дороги. Таким образом, экономия материалов в сравнении с увлажнённой солью особенно велика.
В таблице 3.4 приведены нормы расхода материалов, полученные теоретически, оцененные результатами исследований, а также подтверждённые результатами успешной зарубежной практики.
Табл.3.4 Нормативы расхода материалов для зимнего обслуживания автодорог.
Состояние
Условия в окружающей среде и на покрытии дороги
Рекомендуемые средства
Норма расхода материала на кв.м. при прогнозируемой температуре покрытия
-1°С
-3°С
-6°С
-10°С
Ниже -10°С
1.Иней
- холодно, температура воздуха ниже 0°С;
-большая влажность воздуха (больше чем 85℅)
-без осадков.
Тонкий, похожий на снег слой льда. Чаще всего появляется ранним утром
1.Превентивная обработка
распыление солевого раствора
10 мл
13 мл
15мл
-*
не применяется
обработка смесью увлажнённых солей
5г
8г
10г
15г
не применяется
2.Расплавление (если превентивная обработка не удалила скользкость)
распыление солевого раствора
15мл
23мл
30мл
-*
не применяется
обработка смесью увлажнённых солей
10г
15г
20г
30г
не применяется
2.Гололёд (замёрзшая влага)
-влажная поверхность дороги (нет водяного шлейфа за автомобилем, поверхность дороги потемнела)
- холодно, температура воздуха ниже 0°С;
большая влажность воздуха (90-100℅);
-туман, изморось, без осадков.
существующая влага замёрзла и образовала тонкий прозрачный слой льда.
1.Превентивная обработка
распыление солевого раствора
10мл
15мл
22,5мл
-*
-*
обработка смесью увлажнённых солей
5г
10г
15г
25г
30г
2.Расплавление (если превентивная обработка не удалила скользкость)
обработка смесью увлажнённых солей
10г
20г
30г
40г
40г
-1°С
-3°С
-6°С
-10°С
Ниже -10°С
3. Гололёд (замёрзшая вода)
-температура воздуха близкая к нулю;
мокрый снег, дождь, туман или тающий снег;
покрытие дороги влажное (отчётливый хвост брызг);
На поверхности дороги образовалась вода (замерзая при нуле), образуя слой льда
1.Превентивная обработка
распыление солевого раствора
23мл
30мл
45мл
-*
-*
обработка смесью увлажнённых солей
15г
20г
30г
40г
40г
2.Расплавление (если превентивная обработка не удалила скользкость)
обработка смесью увлажнённых солей
30г
40г
40г
40г
40г
4.Гололедица
- поверхность дороги сухая;
- температура поверхности ниже нуля (проезжая часть и обочины замерзают);
- потепление вызвало осадки (дождь, туман и т.п);
Осадки, попав на замёрзшую поверхность, образовали тонкий слой льда
1.Превентивная обработка
распыление солевого раствора
45мл
60мл
60мл
-*
не применяется
обработка смесью увлажнённых солей
30г
40г
40г
40г
не применяется
2.Расплавление
30г
40г
40г
40г
не применяется
5. Уплотнённый снег (накат)
-поверхность дороги сухая;
- продолжается снегопад;
- ветер слабый до 6 м/сек;
- температура воздуха ниже нуля
Выпавший снег остаётся на дороге и уплотняется транспортными средствами.
1.Превентивная обработка (рекомендуется перед снегопадом)
распыление чистого солевого раствора
15мл
23мл
30мл
-*
-*
обработка смесью увлажнённых солей
10г
15г
20г
20г
20г
2.Очистка снега и удаление скользкости (при интенсивном снегопаде(во время снегопада))
очистка снега и обработка смесью увлажнённых солей
10г
10г
15г
15г
15г
3. Очистка снега и удаление скользкости (после окончания снегопада)
обработка смесью увлажнённых солей. Количество посыпки зависит от остатка снега после очистки и применённых ранее средств
20г
25г
30г
40г
40г
*Распыление солевого раствора только до -6°С, при более низких температурах посыпать увлажнёнными солями.
Приведённые значения расхода применяются к обычной поверхности дороги, пористые или грунтовые покрытия могут потребовать более высоких значенийПри распылении солевых растворов использовать хлорид натрия (меньше 20%) Правильно нормы таблицы 3.4 применяются в зависимости от состояния проезжей части дороги и прогнозируемого количества воды на дороге. Если есть сомнения, необходимо выбрать увеличенный расход соли. Также очень важна оценка температуры воздуха и покрытия дороги. Особое внимание следует обратить не на существующие, а на прогнозируемые низшие значения, особенно при превентивной обработке. Важно знать, что приведённые в таблице 3.4. значения предназначены для настоящего времени в Литве на традиционных асфальтобетонных покрытиях зимой. Для пористых и грунтовых покрытий значения будут значительно выше. При удалении образовавшегося на дороге с гладким (нешершавым) покрытием слоя чистого льда следует избегать использования кальция и магния хлоридов, так как эти соли, растапливая лёд, создают раствор, который уменьшает коэффициент сцепления по сравнению с хлоридом натрия, а покрытие дольше остаётся влажным. Поэтому при распылении растворов солей на такой дороге правильнее использовать натрия хлорид, приготовив раствор концентрации не менее 20%.»
Здесь уже наблюдается совершенно иной подход и значительно меньшие значения расхода соли. Ни о каких материалах, кроме солей, речь не идёт. Также обязательна очистка снега при снегопаде и после него.
На стр.52 руководства в главе 5 описаны материалы, применяемые для обработки дорог зимой.
«5. Материалы посыпок. Технические требования к материалам посыпок для обработки дорог от зимней скользкости смотрите в описании TRA MPZ 13, утверждённом Дирекцией по обслуживанию дорог приказом № V-235 от 6.06.2013г.
5.1. СОЛИ. Технический хлорид натрия
Хлорид натрия, или каменная соль, самый распространённый материал для посыпки дорог, однако является материалом, вызывающим коррозию (в руководстве есть раздел 5.4 на стр.57, посвящённый ингибиторам коррозии, они присутствуют в составе противогололёдных реагентов).
Рекомендуемые размеры частиц соли натрия хлорида – 0,16 - 5 мм.
Распределение натрия хлорида по величине частиц (гранулометрия) имеет большое значение в использовании материала при зимнем обслуживании дорог. Мелкие частицы (до 1мм) обеспечивают быстрейшее растворение льда на поверхности покрытия, однако их воздействие на более глубокие слои ограничено. Мелкозернистые частицы быстрее растворяются в растворе. При посыпке сухой мелкой солью существует опасность, что она будет сдута с поверхности дороги. Мелкозернистые (меньше чем 0,16 мм) части должны использоваться ограниченно, так как им свойственно распыляться ( таблица 5.1).
№
Значения
Количество, % от массы
1
˃ 5 мм
≤ 2
2
˂ 0,16 мм
≤ 5
3
2-5 мм
32 - 70
4
0,71 – 2мм
30 - 60
5
0,16 – 071 мм
5 - 25
6
˂ 0,063 мм
≤ 3
7
Частицы крупнее 5 и менее 0,16 вместе
≤ 5
Примечание Заказчик может указать промежуточные фракции гранулометрического состава.
Крупнозернистые фракции хлорида натрия при более толстом слое льда на поверхности могут растопить или разрушить лёд до основания при большом движении. Так лучше всего устраняются толстые слои льда. Когда размер частиц более 3 мм, при растворении замедляются процессы уменьшения частиц.
В составе хлорида натрия не должно быть более 5 процентов от массы частиц крупнее 5 мм и мельче 0,16 мм. Разрешается отклонение значений до двух процентов от массы. Самое большее значение сульфатов в хлориде натрия до 2% от массы.
Кристаллический натрия хлорид получается как часть неиспользованной промышленной соли. Он дешевле, удобен в транспортировании и складировании, нетоксичен, растворяет лёд до -10°С. Когда температура более низкая, его способность растворять лёд очень уменьшается. Когда концентрация натрия хлорида 22,4% ( 22,4 г соли в 100 г раствора), температура застывания смеси достигает – 21,2°С. Более низкой температуры застывания, используя водный раствор хлорида натрия, достичь невозможно.
В составе хлорида натрия есть и побочные составляющие, например, ангидрит, поэтому достичь стопроцентной чистоты без очистки нельзя. Рекомендуемая чистота – 98 %, нижняя разрешённая граница – 96%.
Водный раствор натрия хлорида позволяет достичь значения РН 5-10 (измеряя 10 % по массе раствор), наибольшее количество сульфатов – 0,6 % в 10% растворе по массе.
Хлорид кальция. Хлорид кальция очень гигроскопичный материал, который хорошо притягивает влагу. При растворении хлорида кальция в воде реакция экзотермическая, во время процесса выделяется тепло (до 17,41 ккал/моль), выделение которого связано с необычно активной гидратацией. По этой причине вблизи с растворяющимся хлоридом кальция окружающиеся материалы нагреваются.
Учитывая концентрацию смеси, раствор хлорида кальция снижает температуру растворения льда до - 32°С. Эвтектическая точка раствора хлорида кальция при концентрации 42,5 г в 100 г воды – минус 54,9°С. Используя хлорид кальция, можно расплавить снег и лёд при более низких температурах, нежели хлорид натрия. Эта соль может использоваться либо вместо хлорида натрия, либо в смеси с ним.
Хлорида кальция в составе растворимого материала должно быть не менее, чем 77% по массе. Дозволенный размер частиц хлорида кальция 0-20 мм, частиц размером менее 2 мм должно быть до 25%, от10-20 – до 5% по массе.
Водный раствор хлорида кальция имеет РН 5-10 (в десятипроцентном растворе), наибольшее допустимое значение сульфатов – 0,6% по массе.
В случае поставки гранулированного хлорида кальция, требования к гранулометрическому составу те же, что и для хлорида натрия.
Хлорид магния. Очень гигроскопичен. В составе должно быть не менее, чем 47% по массе. Гранулометрический состав тот же, что и хлорид кальция. Расплавляющие свойства хлорида магния похожи на хлорид кальция, он менее агрессивен в отношении коррозии. Хлорид магния не рекомендуется перед гололёдом, потому что он увеличивает скользкость сухого покрытия. Коэффициент сцепления при этом может уменьшиться до 60%. Поэтому не рекомендуется использовать его на участках дорог где есть большие спуски, и на участках интенсивного торможения. Хлорид магния расплавляет лёд при температуре воздуха до 33,6°С. Эвтектическая точка смеси хлорида магния -33°С, однако наилучшее его действие до -15°С.Технический хлорид магния с примесями других солей называется бишофитом, содержит в составе 48% хлорида магния и до 52% кристаллизованной воды.
Водный раствор хлорида магния достигает значений РН 5-10 ( в 10% растворе), наибольшее значение количества сульфатов – 0,6 процентов по массе ( в 10% растворе). Требования к гранулометрическому составу такие же, как и для хлорида натрия.
Смеси солей и промышленные отходы (хлориды) В солях из отходов, которые получаются в результате промышленной переработки, могут быть и другие составные части, которые могут отрицательно повлиять на эффективность их использования. Когда соли перемешиваются с активными материалами дорожного покрытия, в процессе расплавления могут появиться пена или посторонние запахи.
Смесь натрия и кальция хлоридов – эффективный материал для расплавления льда (снега) при низких температурах воздуха. Преимущество этой смеси в том, что будучи гигроскопичной, она имеет свойство быстро притягивать влагу в сухую зимнюю погоду и ускорять процесс расплавления. Когда хлорид кальция впитывает влагу, выделяется тепло, которое усиливает эффективность действия хлорида натрия. Раствор этих солей, который появляется при расплавлении льда, более длительное время остаётся эффективным. Смесь этих солей дольше хранится при складировании, а для более длительного хранения рекомендуется готовить их в следующих пропорциях: 92 NaCl:8 CaCl или 88 :12. При температуре воздуха ниже чем - 17,8°С рекомендуется использовать не смесь солей, а чистый сухой хлорид кальция.
При выборе решения, какую соль или смесь использовать, учитывается температура воздуха. Так как температура замерзания водного раствора хлорида натрия 10% концентрации -3,5 °С, а 29% - минус 21°С, при похожей температуре замерзают кальция и магния хлориды. Желая более правильно использовать материалы посыпок, необходимо знать характеристики этих материалов (см 5.1 ).
Необходимо обратить внимание на то, что для расплавления такого же количества льда при температуре - 5°С необходимо в два раза больше, при -10°С – в три раза, а при -15°С в восемь раз больше соли, нежели при -2°С. При температуре ниже -15°С традиционный хлорид натрия лёд и снег совершенно не расплавляет.
Способы применения растворов солей приведены в приложениях 1-3 TRA MPZ.
5.2. ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОСЫПОК.
Фрикционные материалы способны лишь смягчить отрицательное воздействие гололёда. Их эффективность из-за сметания материала по обочинам при движении уменьшается, это значит, что при большом потоке автомобилей посыпки неэффективны. В сравнении с растворами их расход больше и посыпать надо чаще. После зимы их очень дорого собрать и утилизировать. Их воздействие на экологию менее благоприятно, нежели растворимых материалов. Соли, используемые при мокром снеге, для растворения льда при гололёде и гололедице, быстрее растворяются и смываются с проезжей части дороги.
Часть фрикционных материалов размером частиц менее 0,069 мм не может превышать 3% от массы. Наибольший размер частиц не должен превышать 8 мм, частиц крупнее 5 мм должно быть не более 10% от массы. Гранулометрический состав устанавливается требованиями стандарта LST EN933-1.
Частицы должны быть близки к форме куба, не плоской формы. Частиц такой формы должно быть более 50% от массы. Края этих частиц не могут быть острыми, чтобы не повредить шины. Круглые частицы, чаще гравий и песок, не являются хорошей альтернативой, так как могут значительно уменьшать сцепление с образовавшимся на проезжей части дороги слоем льда. В составе фрикционных материалов не должно быть примесей связывающих или липких частиц (т.е. не более 3% пыли, глины, ила и др.)
Материалы посыпки должны быть достаточно устойчивы к воздействию автотранспорта. Категория сопротивления удару должна быть меньше, чем 30%. Измельчение фрикционных материалов от воздействия транспорта может уменьшить сцепление с дорожным покрытием, поэтому важно оценить устойчивость этих материалов.
Фрикционные материалы посыпок при их складировании должны быть сухими и рассыпчатыми. В их составе не должно быть включений органики, таких как древесина и остатки растений. Также в их составе не должно быть включений гумуса.
Количество влаги во фрикционных материалах в местах их складирования должно быть не более 2% от массы. Наибольшее количество влаги, при котором материалы могут рассыпаться, не должно превышать 4% от массы. Ограниченная рассыпчатость материала из-за слипания влечёт за собой неравномерное распределение материала на проезжей части дороги. Слипание происходит, когда осадки или вода перемешиваются с мелкими частицами. Из-за повышенной влажности зимой материалы могут замерзнуть.
Во фрикционных материалах не должно быть примесей, т.к. они не увеличивают сцепление колёс с поверхностью дороги. Если в материале посыпки есть мелкие частицы гумуса, на поверхности проезжей части дороги может образоваться плёнка.
В целях более эффективного использования фрикционных материалов при зимнем обслуживании дорог, целесообразно использовать их в смеси с солями (чаще с красной солью, в составе которой есть другие составные части, например, ангидрит) или перед посыпкой смочить их раствором соли (наподобие с технологией смачивания соли). Рекомендуется готовить песко-солевую смесь, в которой соли было бы 20-40% от массы (как правильно готовить смесь указано в разделе 2). Эти смеси эффективно действуют при особо низкой температуре воздуха (когда эффективность химических материалов значительно уменьшилась), кроме того, смоченные раствором соли материалы посыпки лучше прилипают к поверхности дороги. Соль, перемешанная с песком или другим фрикционным материалом, способствует тому, что материалы при более длительном хранении не смерзаются и остаются рыхлыми, их легче складировать и грузить в транспортные средства погрузчиками, чтобы быстрее и легче они могли быть рассыпаны на поверхности дороги.
Для использования других фрикционных материалов (шлак, осколки горных пород и др.) требования такие же, как и к другим натуральным минеральным материалам. Чтобы материалы были пригодны к использованию, качество каждой партии продукции должно быть подтверждено документом о качестве (приложения 1-5 к TRA MPZ 13).
Фрикционные материалы в течение нескольких недель остаются на обочинах, пока их не смоет осадками и талыми водами. Когда эти соли растворяются, они попадают в грунтовые воды, реки и озёра, в их составе могут быть растворимые тяжёлые металлы. К количеству растворимых в воде тяжёлых металлов применяются ограничения (10% от массы раствора, когда рН 4).»
По указанным причинам, фрикционные посыпки в Литве практически не применяются.
Так же в руководстве на страницах 60-76 имеются разделы, посвящённые складированию противогололёдных материалов с фотографиями закрытых складов, описано оборудование для приготовления солевых растворов различной производительности, показано универсальное оборудование для очистки дорог от снега, распыления растворов и смоченных солевых посыпок (кстати, нередко смонтированное на базу белорусских МАЗов), описаны технологии очистки и обработки дорог.
Приезжающие ко мне гости из России, Британии и других стран евросоюза возмущены грязью на дороге. Проехав по М-1 и М-6 от границы с РФ до Гродно 31 декабря 2017 г., россиянин израсходовал 10 л. стеклоомывающей жидкости, в три раза больше, чем от Москвы до границы с РБ.
В результате такого обслуживания дорог повышается риск попасть в аварию - ухудшается управляемость автомобиля и обзорность (стёкла и зеркала грязные, в воздухе взвесь грязи из-под колёс встречных и попутных автомобилей), в тёмное время суток видимость из-за этого критически низкая (стёкла, фары покрываются грязным налётом). Периодически в корпус авто летят камни, разрушая его, приводя в негодность стёкла, фары, скалывая лако-красочное покрытие, вызывая преждевременную коррозию. Авто требует ежедневной мойки (тратятся время, деньги). Как только дороги подсыхают, появляется пыль в таком количестве, что едешь, как в пыльной буре, особенно за длинномерными авто и при встрече с ними. Без включения фильтра пыль попадает в салон, а постоянно закрыть доступ наружного воздуха в авто невозможно, начинают запотевать стёкла.
Дороги имеют многочисленные несоответствия СТБ по ровности и колейности, установке люков и дождеприёмников, изобилию искусственных неровностей, о которых следует поговорить отдельно. За допуск к такому удовольствию требуется ещё и заплатить порядка 200 рублей за одно авто на год.
Тема обслуживания дорог, судя по активному обсуждению на форумах, волнует многих соотечественников: https://auto.tut.by/news/road/582030.html опубликовано 09.03.2018 г. и очень актуально. Суммы, названные в статье, наводят на разные мысли, среди которых встречаются интересные. По-моему, лучше вообще не обслуживать дороги, чем так их обслуживать. Такой подход начисто выхолащивает смысл усовершенствованного покрытия, по которому ехать можно быстро, комфортно и безопасно.
Прошу Вас ознакомиться с приведёнными в обращении материалами и оказать воздействие на дорожные службы для обязательного исполнения ими нормативных и руководящих документов по обслуживанию дорог.