Формула 1 была и остается опасным спортом, а постоянное стремление гонщиков к успеху создаёт почву для разного рода ритуалов. Журналисты официального сайта чемпионата рассказали о нескольких наиболее любопытных суевериях гонщиков.
Стефано Модена
Своеобразные черты характера итальянца Стефано Модены стали легендой. За пять лет выступлений в Формуле 1 с 1987 по 1992 года он провёл 70 Гран При и дважды поднимался на подиум, но его поведение часто казалось странным. Некоторые его особенности, например, манера пристегивать ремни безопасности или садиться в машину только с левой стороны, были вполне безобидными, но другие отражались на всех, кто его окружал.
В своей книге «Работая рулем» Мартин Брандл вспомнил один из наиболее эксцентричных поступков своего бывшего напарника по Brabham, произошедших перед квалификацией в Бразилии в 1989-м: «У нас оставался час, чтобы перенести всё оборудование и машины в нормальные боксы – те, что освободила команда, не прошедшая предквалификацию.
С механиков ручьями стекал пот, когда они перетаскивали ящики с инструментами, баллоны с воздухом и прочие тяжести, а также пытались подготовить машины к началу официальной сессии.
Работа подходила к завершению, когда на пороге появился мой напарник Стефано Модена – он выглядел так, как будто только что увидел привидение. "Нет! Нет! Нет! – вскричал он. – Я не хочу, чтобы моя машина стояла слева. Я хочу, чтобы она находилась только в правом гараже!"
Стефано – отличный парень, но очень суеверный. Он не стал бы садиться в машину, если бы она стояла в боксах с левой стороны. Ничего не оставалось, кроме как переставить машины и оборудование…»
«Я всегда был очень суеверным и таким остаюсь, – заявил Модена в интервью Motor Sport Magazine в 2014 году. – Мне неважно, что я не такой, как все – таков мой характер, и важны были только мои результаты, а не суеверия или то, как часто я улыбался. Что касается привычки носить перчатки наизнанку, это не суеверие – дело в том, что внутренние швы врезались в пальцы и раздражали кожу».
Что ж, это многое объясняет…
Альберто Аскари
На заре Формулы 1, когда опасность подстерегала гонщиков в каждом повороте, суеверия были обычным делом. Но даже в те времена Альберто Аскари делал всё возможное, чтобы не искушать судьбу. У двукратного чемпиона мира были разнообразные причуды: он не только избегал черных кошек и несчастливых чисел, но даже не позволял никому носить сумку со своим светло-голубым шлемом.
При этом жестокой иронией судьбы стал эпизод, когда Аскари разбился при невыясненных обстоятельствах на тестах в Монце в 1955-м. Ещё ужаснее, что погиб он в том же возрасте, в тот же день и месяц, что и его знаменитый отец, Аскари-старший. И в тот день он был не в своем шлеме, а в белом шлеме другого итальянского гонщика, Эудженио Кастеллотти. Поговаривали, что голубой шлем Альберто находился в починке после того, как за несколько дней до тестов спас итальянцу жизнь, когда тот попал в аварию в Монако, и его машина упала в море.
Серхио Перес
На шлемах многих гонщиков есть значимые для них картинки и надписи, но Серхио Перес – один из немногих, кто придал персональный штрих своей машине, чтобы та приносила ему удачу. Будучи католиком, мексиканец прикрепил с внутренней стороны кокпита фотографию Папы Римского Иоанна Павла II, ушедшего в иной мир в 2005 году – в своё время он встречался с понтификом в Италии.
«Эта фотография появилась у меня, потому что в 2000 году Иоан Павел II коснулся моей руки, – объяснил гонщик. – Я действительно почувствовал связь с ним. И до сих пор её чувствую, хотя его уже несколько лет нет с нами. Я верю ему и считаю, что он всегда со мной. Для меня очень важно, что в машине есть его фотография – это придает мне дополнительные силы».
На машине его бывшего напарника Нико Хюлкенберга с внутренней стороны кокпита был нарисован герой американского мультсериала Джонни Браво. Впрочем, есть предположение, что он там появился благодаря одному из самых весёлых механиков.
Алан Джонс
Алан Джонс завоевал титул в 1980 году благодаря победе в Гран При Канады, предпоследней гонке сезона. Но он выиграл её благодаря тому, что в последний момент ему доставили его талисман – красные трусы.
«Я очень суеверен, и мне было некомфортно – я думал, что потерял их, – рассказал австралиец после гонки. – Но моя жена съездила в Брэндс-Хетч, где я их оставил в моторхоуме, и отправила в Монреаль экспресс-доставкой».
Это может показаться странным, но Джонс – не единственный гонщик, всегда выступавший в одном и том же белье. В начале карьеры Дэвид Култхард добивался больших успехов, пока носил бельё, подаренное его тетей. К дебюту шотландца в Формуле 1 оно окончательно износилось, но он всё равно возил его с собой на гонки как талисман.
«Однажды сотрудник McLaren разбирал мои вещи и увидел эти трусы – по правде говоря, им было более 10 лет, и он их выбросил», – вспоминал Култхард в автобиографии.
Себастьян Феттель
Как известно, за последние несколько лет гонщикам приходилось много тренироваться и придерживаться строгой диеты, чтобы сбросить вес, но это не помешало Себастьяну Феттелю оставить все свои талисманы.
Много лет немецкий гонщик складывал в карман комбинезона всякие мелочи: от небольшой металлической свинки до монетки достоинством в 1 цент, найденной на улице Индианаполиса перед его дебютом в Формуле 1 в 2007 году.
Но больше всего бросаются в глаза гоночные ботинки Феттеля. Обратите внимание на его обувь перед гонкой – вы заметите две блестящие вещицы – серебряные талисманы, которые дала ему его бабушка, в частности, медальон со святым Кристофером – покровителем путешественников. Себастьян кладет их под шнурки.
Судя по всему, эти талисманы действительно приносят ему удачу – он выиграл 46 гонок и завоевал 4 титула. То же самое можно сказать о его привычке каждый раз садиться в машину с одной и той же стороны, что, пожалуй, можно считать самым распространенным суеверием среди гонщиков.
Михаэль Шумахер
О возвращении Михаэля Шумахера в Формулу 1 в 2010-м писали абсолютно все, в том числе, пресса обратила внимание на просьбу поменяться номерами с Нико Росбергом, его тогдашним напарником.
Может быть, попросив заменить свой 4-й номер на принадлежавшую Росбергу тройку, семикратный чемпион мира хотел сразу же получить преимущество во внутрикомандной борьбе и стать де-факто лидером команды? Вовсе нет. Как выяснилось, причина была в другом.
«Михаэль предпочитает нечетные числа, – заявил тогда представитель Mercedes. – Он поинтересовался, есть ли возможность получить нечётный номер, и мы с радостью выполнили его просьбу».
Возможно, это желание было связано с тем, что все семь титулов Шумахер завоевал на машине с нечётным номером: в 1994-м это была пятёрка, в 2000-м – тройка, а в оставшихся пяти случаях – единица. Однако это не единственное проявление его склонности к суевериям.
Перед гонкой в Бахрейне в 2004 году он встревожился, обнаружив, что оставил в гостиничном номере подаренный супругой керамический амулет, на котором были выгравированы инициалы членов его семьи. Один из сотрудников Ferrari быстро съездил за ним в отель, и Шумахер выиграл гонку, а затем предположил, что решающую роль сыграло именно это обстоятельство.
Любопытно, что в тот же год Михаэль потерял его снова, но талисман опять вернулся к нему – на этот раз его обнаружил случайный прохожий и отдал владельцу.