Никогда ещё в истории Формулы 1 машины не были такими быстрыми, как в 2017 году, однако впечатляющие скорости, которые они показывают во время квалификаций – ещё не гарантия захватывающих гонок. Совершенная аэродинамика не способствует обгонам, поэтому число таких манёвров в минувшем сезоне снизилось до 516-ти, хотя в 2016 году их было 909.
В финале чемпионата, на трассе Гран При Абу-Даби Льюис Хэмилтон на протяжении 52 кругов ехал позади Валттери Боттаса, своего напарника, но не смог обогнать, хотя был быстрее. Четырёхкратный чемпион мира был явно недоволен, после чего прокомментировал: «Машины 2017 года оказались именно такими, как я и ожидал. Пилотировать их интереснее, но гонки стали хуже. Ехать вплотную за соперником теперь ещё сложнее. Мы все знаем эту проблему. В следующий раз людям, облечённым ответственностью, сначала нужно поговорить с нами, с гонщиками. Эти люди никогда не пилотировали машину Формулы 1 и не могли испытать, как это – ехать позади другой машины».
Впрочем, отчасти это связано с конфигурацией некоторых трасс, той же Яс-Марины.
«Прекрасная трасса, если едешь один. Но чтобы обогнать машину соперника, ты должен проходить круги на 1,4 секунды быстрее, – продолжил Льюис. – Если машины одинаковые, это невозможно. Что бы ты ни отыграл за счёт слипстрима на двух длинных прямых, теряется в поворотах 3-го сектора. Как только ты подбираешься к сопернику ближе, чем на 1,5 секунды, прижимная сила в передней части твоей машины снижается».
Всего на протяжении полутора с лишним часов гонки в Абу-Даби мы видели только 15 успешных обгонов, хотя в 2016-м их было почти в три раза больше – 41. Больше всего обгонов в этом году было во время Гран При Азербайджана на городской трассе Baku City Circuit – 59. На некоторых трассах их действительно было несколько больше, чем в предыдущем сезоне, но в основном это объяснялось тем, что хорошие гонщики на достаточно быстрых машинах из-за штрафов оказывались во второй половине пелотона, после чего вынуждены были отыгрываться. Например, в Сильверстоуне один только Даниэль Риккардо совершил 13 обгонов. В Остине гонка прошла ярко благодаря подвигам Макса Ферстаппена, в Мехико её заметно оживили Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.
Впрочем, Себастьян не считает, что дефицит обгонов – такая уж серьёзная проблема: «Нам не нужно, чтобы в каждой гонке устанавливался новый рекорд по числу обгонов. Обгонять должно быть трудно. Только такие манёвры имеют высокую цену. А если какая-то гонка проходит скучно, то это тоже не такая уж проблема. Футбольные матчи тоже иногда бывают скучными».
Новый исполнительный директор Формулы 1 Чейз Кэри заявил, что на тех трассах, где явные сложности с обгонами, надо менять конфигурацию. Возможно, это одно из возможных решений, при условии, что масштаб и характер реконструкции будут точно просчитаны и не приведут к изменению характера трассы. Кстати, как раз в Абу-Даби это возможно, если изменить буквально один поворот – шпильку перед первой длинной прямой.
Но дело не только в аэродинамике машин и конфигурации трасс, но также и в резине. Шины Pirelli нового поколения меньше подвержены деградации, чем их предшественницы, и, с одной стороны, гонщикам это нравится, поскольку они могут атаковать в полную силу, не слишком заботясь об износе резины вследствие её быстрого перегрева. С другой стороны, разница в уровне сцепления между машинами стала меньше, следовательно, уменьшилась и разница в скоростях, что тоже не способствует обгонам.
Анализ факторов, так или иначе влияющих на обгоны, произведённый журналистами немецкого издания Auto Motor und Sport, позволяет прийти к определённым выводам: в первую очередь нужно что-то сделать с машинами. Вроде бы формула несложная: нужно добиться, чтобы сцепление с трассой в большей степени обеспечивалось за счёт механических факторов, и в меньшей – за счёт прижимной силы, которую генерирует аэродинамический обвес машины.
Но тогда придётся распрощаться с рекордами, поскольку подобные перемены неизбежно приведут к падению скоростей, прежде всего в поворотах. Кроме того, чтобы обгонов стало больше, нужно, чтобы гонщики тормозили несколько раньше, чем в 2017 году. В принципе, всё это взаимосвязано: снижение уровня сцепления также будет провоцировать ошибки пилотирования, а это в свою очередь тоже способствует обгонам.
Важно понимать, что для решения проблемы обгонов придётся идти на компромиссы. Она усугубилась именно из-за желания повысить скорости машин и стремления к рекордам. Поэтому, когда в следующий раз будет меняться регламент на аэродинамику, чтобы снизить её эффективность, нужно заранее провести разъяснительную работу среди гонщиков – в противном случае они вновь начнут жаловаться на недостаточно высокие скорости.