Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Сильверстоуне…
Британская гонка получилась интересной и ещё более непредсказуемой, чем в 2014-м. На старте гонщики Mercedes уступили пилотам Williams, по ходу гонки шел дождь – в итоге стратегия стала ключевым фактором. Мы поговорим о том, могли ли в Williams добиться большего, и рассмотрим обстоятельства, позволившие Себастьяну Феттелю подняться на подиум.
Как Williams из 1-2 стали 4-5
Ходит множество разговоров о том, как следовало поступить Williams, чтобы добиться большего – побороться за победу или хотя бы за подиум, ведь на первом отрезке гонки Масса и Боттас лидировали.
В Williams не побеждали в Сильверстоуне с 1997-го, но в этом году ситуация сложилась так, что у них был шанс побороться за победу.
На первом отрезке гонщикам Mercedes не удавалось обогнать Williams отчасти и потому, что Масса и Боттас ехали парой – Валттери не только находился в воздушном мешке за машиной бразильца, но и использовал DRS. Обогнать их по одному, вероятно, было бы легче.
В Williams сделали ставку на командный результат, хотя обычно не используют командную тактику. Скоро стало очевидно, что на первом отрезке Боттас быстрее Массы, но гонщикам запретили бороться – команда объяснила это желанием сберечь шины и не дать Mercedes шанс выйти вперёд.
Валттери несколько раз просил у команды разрешения атаковать Массу, но мы помним, что в этом году, например в Малайзии, Масса проигнорировал просьбу пропустить Боттаса. На этот раз команда просто не позволила гонщикам бороться на первом отрезке, хотя на командном мостике по этому поводу наверняка шли жаркие споры – у Williams другой подход, чем у Mercedes, где все стратегические решения принимает один человек.
Если бы в Williams выбрали более прагматичный (и честолюбивый) подход, то они попросили бы Массу пропустить Боттаса сразу, как только стало понятно, что Валттери быстрее и имеет шанс оторваться хотя бы на четыре секунды, чтобы обезопасить себя от «подрезки» со стороны Хэмилтона, сохранив позицию в случае более раннего пит-стопа британца.
В итоге, «подрезка» состоялась – Льюис первым свернул в боксы и за счёт преимущества в скорости более свежих шин оказался впереди. А вот если бы у Боттаса было преимущество перед пит-стопом, он мог остаться впереди, и тогда Хэмилтону пришлось обгонять его на трассе.
В Williams были готовы к этой борьбе, после гонки в Барселоне, где использовались такие же составы Hard и Medium, они сделали всё, чтобы добиться высокого и стабильного темпа на более жесткой резине, поскольку у Ferrari проблемы именно с Hard.
Итак, был возможен «сценарий А», позволяющий Боттасу завоевать и сохранить лидерство в гонке до начала дождя, когда серьёзные проблемы возникли уже у Williams.
Но был возможен и «сценарий В» – попросить Валттери сдерживать гонщиков Mercedes на некоторых участках трассы, чтобы дать Массе возможность создать отрыв в четыре секунды, позволяющий обезопасить его от «подрезки». Возможно, в этом случае Масса мог подняться на подиум, несмотря на дождь, но оторваться ему было бы сложнее – на первом отрезке он был не так быстр, как Валттери.
В Mercedes рискуют на первом пит-стопе
Поскольку в Williams не реализовали ни один из вышеупомянутых сценариев, это облегчило Mercedes возможность выбора времени для смены шин. За счёт раннего пит-стопа они хотели вынудить Williams проехать более длинный второй отрезок на Hard, чем им бы хотелось.
При этом, сменив Хэмилтону шины уже на 19-м круге, они оставляли себе возможность для манёвра – проехать гонку с одним или с двумя пит-стопами, что осложняло анализ ситуации для стратегов Williams.
Как только Хэмилтон сменил резину, в Williams были вынуждены ответить пит-стопом Массы, который уступил позицию, как и Боттас – лидерство было упущено. Хэмилтон возглавил гонку, но Росберг всё ещё ехал четвёртым, поскольку преимущество в выборе стратегии у Mercedes всегда у гонщика, который находится впереди.
В Mercedes попросили Нико прибавить и атаковать Williams, но сделать это он смог только после того, как пошел дождь.
Дождь лишил Williams шансов на подиум
В начале второй трети гонки, до того, как начался дождь, в Williams потеряли шанс на победу, но ещё могли побороться за подиум. Дождь лишил их и этого шанса.
В гонке на сухой трассе решения о проведении пит-стопа принимаются стратегом команды. Под дождём ключевую роль играет мнение гонщика. Дождь начинался несколько раз. Когда он пошел впервые, Кими Райкконен переключился на промежуточную резину, но позже оказалось, что в тот момент было ещё слишком рано – в итоге финн уступил напарнику Себастьяну Феттелю.
Второй дождь оказался более сильным, у некоторых команд информация о его силе и продолжительности поступала от сотрудников, которые находились вне автодрома – и предупредили свои команды по телефону.
Лидируя в гонке, Хэмилтон терял больше всех при ошибочном выборе времени для перехода на промежуточную резину. Но передние шины на его машине стремительно остывали и на 43-м круге он свернул в боксы – оказалось, что это и был оптимальный момент. Глядя на действия Хэмилтона, Феттель тоже на том же круге сменил резину.
Росберг знал, что Хэмилтон перешел на промежуточные шины, но не стал заезжать вместе с напарником, чтобы не терять время. Он ехал на сликах в отличном темпе, но дождь резко усилился и его подход не оправдался. Тем не менее, в сложной непредсказуемой ситуации в Mercedes смогли разделить стратегию гонщиков, чтобы избежать лишнего риска.
В Williams сделать этого не смогли. Упустив возможность поменять резину на 43-м круге, они позвали обоих гонщиков в боксы на 44-м. У них не было выбора, Феттель сокращал отставание, гонщики Williams потеряли семь секунд на сликах на мокрой трассе – в итоге Себастьян оказался впереди.
На машинах Williams недостаточно эффективно работала промежуточная резина, особенно у Боттаса – на сухой трассе Валттери был быстрее Фелипе, а на влажной – медленнее.
На сухой трассе у Феттеля не было в этой гонке шансов на хороший результат, но ошибка Райкконена, слишком рано перешедшего на промежуточную резину, а потом и ошибка Williams, где не смогли разделить стратегию, чтобы привести хотя бы одного гонщика на подиум, позволили Себастьяну финишировать третьим.
Резюмируя: у Williams была возможность провести гонку так, при этом – не поступаясь своими принципами, чтобы Масса поднялся на подиум.
С другой стороны, если бы на первом отрезке гонки они разделили своих пилотов – один бы смог оторваться, пока другой сдерживал пилотов Mercedes, то победа, вероятно – за счёт большей скорости машин и рискованной стратегии – всё же досталась бы Mercedes, но мы бы увидели интересную борьбу Хэмилтона и Боттаса за лидерство в гонке.