Второй год подряд состав пилотов Williams на следующий сезон остаётся одной из главных интриг. В прошлом году, правда, эта интрига возникла достаточно неожиданно, уже после окончания сезона, когда Нико Росберг решил завершить карьеру, и в Mercedes призвали в свои ряды Валттери Боттаса. В итоге в Гроуве решили вернуть в Формулу 1 уже попрощавшегося с болельщиками Фелипе Массу. Однако мера была отчасти вынужденная, и мало кто сомневался, что по итогам 2017 года бразильца ждёт очередное прощание.
Таким образом, на то, чтобы решить, кто заменит Фелипе, у Williams был целый сезон. Тем удивительнее, что этот вопрос не решён до сих пор. Поначалу одним из основных кандидатов считался Паскаль Верляйн, и это была бы неплохая кандидатура, однако в Mercedes не готовы платить за немца, а других спонсоров у него нет.
Потому в конце года на единственное место в Williams претендуют три пилота, которых на старте сезона вряд ли кто-то ожидал увидеть в таком качестве. Мы становимся свидетелями своего рода «славянского дерби», в котором участвуют Роберт Кубица, Сергей Сироткин и Даниил Квят. Причём первых двух в Williams смогут сравнить непосредственно на трассе в Абу-Даби, по ходу тестов Pirelli. Именно для этого Сироткин будет работать на трассе с утра и сразу после обеденного перерыва, а Кубица сядет за руль уже по ходу дневной сессии. Таким образом, состояние трассы будет практически одинаковым.
После печально известной аварии Роберта в 2011 году за рулём раллийной машины многие желали ему возвращения в Формулу 1, однако реальные шансы на это у поляка появились тогда, когда этого уже никто не ждал.
Ситуация развивалась стремительно – разорвав в марте соглашение с ByKolles на выступления в LMP1 чемпионата мира FIA WEC после катастрофического пролога, Роберт неожиданно оказался без работы и пользовался каждой возможностью сесть за руль гоночной машины. Он поучаствовал и в тестах SMP Racing на Dallara категории LMP2, а затем поляку подвернулся шанс поработать с Renault F1 на частных тестах на машине 2012 года.
Обе стороны ухватились за эту возможность. О результатах этих тестов ходили разные разговоры, но главное – обеим сторонам эти результаты понравились. Идея возвращения поляка после семилетнего перерыва буквально захватила умы руководства Renault, заставив переиграть все ранее намеченные планы.
Ближе к началу осени, однако, наступило похмелье – сколь бы радужными красками ни описывались результаты тестов в пресс-релизах, по информации F1News.Ru, Роберт не продемонстрировал той скорости, что была у него прежде. Кроме того, на длинных дистанциях и при необходимости быстро сменить настройки на рулевом управлении у него возникали проблемы из-за недостаточной функциональности правой руки.
Именно поэтому контракт с Renault в итоге так и не был подписан – французы предпочли выторговать себе у Toro Rosso Карлоса Сайнса. Сам Роберт тоже к сентябрю, говоря о шансах на возвращение, был настроен достаточно пессимистично. Однако всё же попробовал предложить свою кандидатуру Williams – и неожиданно свои услуги по посредничеству в этих переговорах ему предложил Нико Росберг.
На сегодняшний день именно Роберт выглядит фаворитом в гонке за место в Williams – многие западные СМИ уже написали, что шансы на подписание контракта превышают 90%. Вряд ли Кубица со времён тестов в Renault стал существенно быстрее, так что в Williams скорее позитивно оценивают маркетинговый эффект от подписания контракта с поляком.
Но важнее всего, возможно, то, что Роберт Кубица – идеальная кандидатура для другого пилота Williams и одного из главных спонсоров команды, Лэнса Стролла. Меньше всего Лэнс и его отец Лоуренс хотели бы заполучить в напарники быстрого и перспективного молодого пилота, а вот именитый, но утративший прежнюю скорость гонщик – кандидатура просто идеальная. Опередить в очном соперничестве Роберта Кубицу, которого когда-то называли одним из самых быстрых гонщиков пелотона – яркое достижение. И кто там будет разбираться, какой была истинная скорость Роберта на этот момент.
Карьера Даниила Квята в последние годы развивается по нисходящей, и его расставание с Toro Rosso и программой Red Bull мало кого удивило. Странным было разве что то, как это произошло – прямо по ходу сезона, да ещё и заменил его 28-летний Брендон Хартли, безжалостно отчисленный из Red Bull Junior Хельмутом Марко ещё в 2010 году.
Говоря о проблемах Квята, многие специалисты сходятся во мнении, что Даниил дебютировал в Формуле 1 слишком рано. Например, так считает руководитель Гоночной академии Ferrari Массимо Ривола. Квят демонстрировал достаточную скорость, но психологически ещё не был готов к чудовищному прессингу самой конкурентоспособной гоночной серии в мире.
Впрочем, если вспомнить первый сезон Даниила в Toro Rosso, ни о каких проблемах речь тогда ещё вообще не шла. Квят выступал просто блестяще, особенно в квалификациях, поднимая планку своих успехов всё выше и выше, и уверенно превосходил гораздо более опытного (хотя, как мы сейчас понимаем, демотивированного) Жана-Эрика Верня. А вот его переход в Red Bull Racing, действительно произошёл слишком быстро – но тому виной стало стечение обстоятельств. Основу им заложил Себастьян Феттель, неожиданно решивший покинуть родные пенаты и перейти в Ferrari.
По иронии судьбы именно Феттеля многие винят в том, что спустя полтора года Квята отправили обратно в Toro Rosso – после двух подряд столкновений с российским пилотом Себастьян лично ходил на командный мостик Red Bull Racing и высказывал руководителю команды Кристиану Хорнеру свои претензии. Хотя фактически они вряд ли повлияли на ход событий – информация о планах Red Bull поменять Квята на Макса Ферстаппена по ходу сезона появлялась ещё зимой.
Фактически Даниил выступал в Red Bull Racing не так уж плохо, а главное – постепенно прогрессировал. Вспомнить хотя бы предыдущую гонку перед его увольнением, Гран При Китая, которую Квят провёл просто блестяще и закончил на подиуме. Проблема заключалась в том, что в Red Bull сделали серьёзную ставку на талант Макса Ферстаппена – причём, ещё даже до того, как тот дебютировал в Формуле 1. Дальнейшее было расписано без особой привязки к уровню выступлений того или иного гонщика – а Квят просто оказался в этой схеме крайним.
Конечно, теоретически Квят должен был бы, засучив рукава, начать в Toro Rosso всё с нуля, но на практике на такое мало кто способен. Даниил отлично понимал, что в рамках системы Red Bull никаких перспектив у него больше нет, и найти в такой ситуации мотивацию на то, чтобы работать в полную силу, очень и очень сложно. Потому он и проиграл соперничество Карлосу Сайнсу – тому самому Сайнсу, от которого камня на камне не оставил в GP3. По тем же причинам всё больше и больше портились некогда очень хорошие отношения с Хельмутом Марко – а итог нам всем хорошо известен.
На самом деле в паддоке многие Даниилу сочувствуют. Несправедливость происходящего по отношению к нему многим достаточно очевидна – в том числе и руководству Williams. Потому он и вошёл в число кандидатов на место в этой команде, и Падди Лоу отзывался о Квяте весьма уважительно. Да, его не пригласили на тесты в Абу-Даби, но в этом и нет особой необходимости – способности Даниила хорошо известны.
Как ни странно, в России ситуация обратная – сегодня верность Квяту хранят только самые стойкие его болельщики. Однако нет никаких сомнений в том, что пилотировать гоночные машины россиянин не разучился. И если ему удастся подписать контракт с Williams, всё снова может измениться. В Williams Даниил обрёл бы новую мотивацию – да такую, о которой ранее в Формуле 1 не мог даже мечтать.
Трудно представить себе более сильный побудительный мотив, чем желание доказать, что твои предыдущие руководители ошибались, что ты гораздо сильнее и талантливее, чем они считали. Трудно представить себе лучший способ начать всё сначала, чем полностью сменить обстановку, окружение, задачи – но при этом использовать весь накопленный за эти годы опыт. Начинать с нуля ещё не поздно – в конце концов, Даниилу всего 23. Большинство чемпионов прошлого в этом возрасте ещё даже не дебютировали в Формуле 1.
Сергей Сироткин в мире Формулы 1 известен значительно хуже остальных кандидатов, так как никогда прежде не выходил на старт Гран При, однако в действительности это очень сильная кандидатура на место в Williams. По ходу карьеры на Сергея постоянно пытались навешивать какие-то ярлыки, приписывая то мифические миллионы его отцу, то могучих покровителей, но когда ситуация прояснялась, все эти построения разваливались, как карточные домики.
На протяжении всех лет выступлений Сироткина в младших сериях сохранялась одна общая черта – Сергей всегда показывал гораздо лучшие результаты, чем от него ожидали. Никто не думал в 2011-м, что Сироткин сможет в 16 лет выиграть европейскую Формулу Abarth – а он её выиграл. Никто и представить себе не мог, что он с первой же попытки войдёт в число призёров по итогам сезона в Auto GP – а он это сделал. Никто не ожидал, что в первом же сезоне в Формуле Renault 3.5, выступая за середнячка ISR, Сироткин сможет бороться за подиумы – но он именно так и поступил.
В 2014-м Сергей перешёл в Fortec, а его напарником стал Оливер Роуланд, считавшийся восходящей звездой британского автоспорта. В окружении Сироткина по сей день считают, что в британской команде отдавали Роуланду явное предпочтение, и машина Сергея не случайно ломалась вдвое чаще, но так или иначе, даже на этом фоне Сироткин смотрелся более чем достойно.
Его переход в GP2 в 2015-м многие посчитали ошибкой, однако Сироткин опять всех удивил, сумев в этой сложнейшей для новичков серии, выступая за далеко не самую сильную команду Rapax, занять третье место в чемпионате. В 2016-м была уже куда более сильная ART, но в чемпионате появилась Prema, сразу же став безоговорочным фаворитом. Однако именно Сироткин оказался единственным гонщиком в пелотоне, кто в большинстве сессий сезона конкурировал в скорости с машинами Prema, и если бы не постоянные технические проблемы, мог побороться и за титул.
Этот сезон Сироткин провёл вне гонок, работая резервным и тест-пилотом Renault, и в этом году в полной мере раскрылась одна из его самых сильных сторон – глубокие технические познания и инженерное мышление, помогающие предоставлять великолепную обратную связь команде. В начале сезона в Renault возлагали на сотрудничество с Сироткиным большие надежды, однако карты ему смешал Кубица. Когда появился Роберт, о Сергее на время будто бы забыли – несмотря на то, что на тестах он по-прежнему был быстрее.
Но вот как сложилась судьба – Сергей тоже оказался в числе претендентов на место в Williams. Работа в этом направлении велась уже достаточно давно, просто не афишировалась, однако теперь мы знаем: Сироткина и Кубицу ждёт прямое сравнение. Подтверждение тому – график тестов. Сергей сядет за руль в среду утром, а также после перерыва днём, и уже по ходу дневной сессии его сменит Роберт, то есть состояние трассы будет очень близким.
В некотором смысле для Сироткина такая возможность – шанс поквитаться с Кубицей за то, что случилось в Renault. Фактически, впрочем, всё, что он должен сделать – это сесть в машину, отработать так хорошо, как только возможно, и предоставить инженерам максимально качественный отчёт – всё то, что Сергею всегда хорошо удавалось. Одно из ключевых качеств Сироткина, очень помогавшее ему по ходу карьеры – умение сесть в совершенно новую для себя машину и сразу же показать очень хорошую скорость. В следующую среду это качество пригодится ему, как никогда прежде.