Отправлено 31 Май 2011 - 08:22
Гаражный переулок - колонка Александра Кабановского
Слово suspended, помимо значения «приостановленный», имеет и другое – «подвешенный». Весьма символично, ибо всякий раз, когда в гонках Ф1 применяется одноименная процедура, болельщики оказываются в подвешенном состоянии – не вполне ясно, зачем это нужно и что будет дальше…
Впервые приостановка гонки была использована во время Гран При Европы 2007 года. Тогда через несколько минут после старта над Нюрбургрингом разверзлись небеса, что привело к хаосу на трассе. Нескольких пилотов, не успевших сменить шины, просто смыло с асфальта – и гонку решено было приостановить. Это позволило избежать новых происшествий и суматохи в боксах. Тогда машины остановили – прямо на стартовой прямой – и переобули в соответствующие погоде шины, после чего был дан рестарт. И это выглядело в целом логично.
Однако во время недавнего Гран При Монако ситуация была совсем иной, и на ее примере отлично видно, сколь порочна практика «приостановки» гонок. А если она применяется незадолго до финиша, то и вовсе противоречит здравому смыслу и духу спорта.
Во-первых, подобные действия нарушают одно из базовых правил – что бы ни творилось на трассе, от старта до финиша не может пройти более двух часов. На это рассчитывают телекомпании и болельщики, выстраивая свои планы. В случае с приостановкой гонки время может течь сколь угодно долго. В Монако общая продолжительность событий на трассе составила 2 часа 9 минут. Превышение небольшое, но, теоретически, ничто не мешает сделать паузу втрое дольше.
Раньше все было просто, красный флаг – это полная остановка борьбы. Если гонщики не успели пройти два полных круга, старт дается заново, если позади более 75% дистанции – гонка завершена, в промежуточных случаях можно начислить половинные баллы или же возобновить борьбу с учетом отрывов в первой части гонки. Но то – раньше.
Можно понять судей, которые используют процедуру приостановки. Если прекратить борьбу на середине дистанции – то потом нужно давать новый старт, а результаты двух частей суммировать. Это сложно, и наверняка запутает тех, кто следит за событиями на трассе. А если красные флаги вывешены после 75% дистанции – сократится общее время трансляции, и как следствие – количество показанных рекламных роликов. Все это полностью соответствует спортивному регламенту, но не слишком порадует держателей коммерческих прав.
Тут-то на помощь и приходит новая, такая удобная и полезная процедура. Если гонка приостановлена, то можно избежать лишних волнений. Борьба будет продолжена, отрывы пересчитывать не надо, все довольны. Да еще и дополнительную рекламу можно показать.
Схожего эффекта, наверное, можно добиться, используя машину безопасности. Вспомните старт прошлогодней гонки в Корее – пилоты проехали в таком режиме два десятка кругов. Однако в Монако и этот вариант применять было нельзя – зачетная дистанция кончилась бы раньше, чем эвакуация Виталия Петрова в госпиталь принцессы Грейс.
Потому-то мы и стали свидетелями томительного ожидания, спешного ремонта – и финальных шести кругов. Они ничего не изменили в тройке лидеров, зато лишили хороших результатов Пастора Мальдонадо и Камуи Кобаяши. Особенно обидно было за чемпиона GP2, который по ходу всего уик-энда доказывал, что в этот раз достоин первых очков в Ф1. Чемпиону мира и победителю 15 гонок Льюису Хэмилтону, по большому счету, нет никакой разницы, оказаться в протоколе на шестой строчке или на седьмой – а вот сыну славной Венесуэлы другого подобного случая заявить о себе, не исключено, придется ждать еще не один месяц.