Ща подождь!
Увы уже не найду!
а нет нашел!
Турбированные двигатели BMW. #AutoСтатьи
После того, как BMW построила бензиновый двигатель с турбонаддувом, в сети начали появляться выражения, типа «конца атмосферной эры», «отказ от идеалов». И такие высказывания в адрес BMW неуместны, потому что 6-цилиндровый бензиновый турбодвигатель впервые выпущен не за всю историю компании, а только за последние 20 лет.
Вернемся в далекий 1966 год. После седанов 1500, 1600 и 1800 — Прародителями BMW 3 серии, рождается купе BMW 1600-2. Компактный, спортивный кузов, 85-сильный оборотистый двигатель, независимая подвеска всех колес, передние дисковые тормоза и доступная цена сделали этот автомобиль очень популярным. На столько, что сразу началась разработка более мощной версии. И в 1968 году появилась модель BMW 2002 с мощным (120/130 л.с.) 2-литровым двигателем, который разгонял этого красавца до 192 км/ч. Именно этот автомобиль стал основой для нового гоночного оружия BMW. Это была модель BMW 2002ti с 16-клапанным двигателем (210 л.с.), которая в 1968 завоевала кольцевой кубок Европы в своем классе. А в следующем году на этот двигатель был установлен турбонаддув. Это был первый турбированный двигатель BMW. В результате получили 290 л.с. и первое место. Но в конце сезона компания объявила, что не будет участвовать в дальнейших соревновани
Но все же успех турбированного двигателя не забыли. И в 1972 году миру показали концепт BMW Turbo (E25), который создавал главный дизайнер BMW — гениальный художник Пол Брак. Автомобиль был оснащен упомянутым ранее 4-цилиндровым турбодвигателем объемом 2 л и мощностью 280 л.с., а его максимальная скорость была на отметке в 270 км/ч! Дизайн BMW Turbo продолжили в суперкаре M1, появившемся в 1978 году. Но двигатель пригодился раньше. В 1973 году в дилерской сети появилась модель BMW 2002 turbo, которая и стала первым европейским серийным автомобилем, оснащенным турбонаддувом. Кстати, лавры «первой в мире» в 1962 году достались американской Oldsmobile F85 Jet Fire.
BMW 2002 turbo оснащался турбонагнетателем производства KKK (Kuhnle, Kopp&Kausch), развивавшим давление в 0,55 атм. Это увеличило мощность на 30 л.с. — до 170 (при 5800 об/мин). Также увеличился крутящий момент — 245 Нм против 181. Конструкция мотора не изменилась — те же 1990 см3, 1 верхний распредвал, 2 клапана на цилиндр… Интеркулера в то время не было. Интересный факт — расположенная справа внизу турбина лишила BMW 2002 turbo кондиционера и праворульной модификации. Автомобиль имел отличные ходовые характеристики: максимальная скорость — 211 км/ч, разгон до 100 км/ч — 6,9 сек. При этом потреблял около 15 л бензина на 100 км. Поэтому развившийся топливный кризис начала 70-х, кампания за безопасность на дорогах (в 1972 году в Германии ввели ограничение скорости — 100 км/ч) и некоторые недочеты в конструкции (часто ломалась турбина) вынудили BMW свернуть производство. С июля 1973-го по июль 1974-го было продано всего 1672 экземпляра BMW 2002 turbo.
После этого история баварских турбодвигателей переходит в автоспорт. Легендарная модель 3,0 CSL, ставшая обладателем 6 европейских чемпионских титулов в кольцевых гонках в период с 1973 по 1979 год, на закате своей карьеры получила турбонаддув. Двигатель объемом 3,2 л оснащался двумя турбинами KKK, которые выдавали давление 1,3 атм. В итоге максимальная мощность — 750 л.с. при 9000 об/мин. BMW 3.2 CSL turbo, которая весила 1080 кг, разгонялась до 284 км/ч, но так как трансмиссия не выдерживала огромного крутящего момента, век этой машины оказался не долгим. Она принимала участие в европейских гонках, но ее наибольшим успехом стало 3 место в Ле — Мане в 1976 году. В конце того же года на трассах кузовных чемпионатов начала появляться BMW 320i E21, заменившая BMW 3.2 CSL. Гоночная программа этой модели была рассчитана на 2 направления — европейское и американское. В европейском направлении делали упор на атмосферные двигатели (300-сильная версия в 1977-м взяла первое место в немецком чемпионате), а турбированная версия появилась как плод сотрудничества с командой Schnitzer. И двигатель отличался — в нем был уменьшен диаметр цилиндров. При объеме в 1,4 л он выдавал невероятные 410 л.с. при 9400 об/мин. Автомобиль команды Schnitzer завоевал чемпионский титул в Германии в 1978 году, но на международных гонках его преследовали неудачи.
Американское направление BMW 320i развивалось совместно с командой McLaren и практически сразу модель оснастили турбонаддувом. 2-литровая BMW 320i turbo McLaren участвовала в американской серии IMSA в 1977-1979 годах. Ее двигатель выдавал от 400 до 600 л.с. Но аварии и поломки преследовали ее и здесь, поэтому ее результат — 4 победы и 3-е место на подиуме в сезоне 1979 года. Тем не менее участие в IMSA помогло Паулю Роше (главный «двигателист» BMW) доводить до «идеала» турбированные двигатели — устанавливавшиеся на болиды Формулы 1.
В эти же годы турбонаддув появляется на серийной модели. Для конкуренции с мощными Mercedes-Benz, BMW в 1979 году выпускает BMW 745i Turbo. Она имела не 4,5 литровый двигатель, как следовало из названия, а 3,2 литровый с турбонаддувом. Он был на 35 л.с. мощнее атмосферного и поэтому 252-сильная модель получила больший индекс. В 1983 году объем двигателя увеличили до 3,5 литров, но мощность осталась прежней. BMW 745i Turbo набирала заветную «сотню» за 7,9 сек, а максимальная скорость составляла 227 км/ч. Она имела богатое оснащение и была редкой, почти эксклюзивной моделью. BMW 745i Turbo выпускалась и в кузове универсал. Их производство, как и все поколение E23 было прекращено в 1986 году.
В 1981 году была выпущена очередная модель с турбированным двигателем — BMW M1. Его спортивная судьба была очень не простой. Подготовленные командой Schnitzer, BMW M1 выходили несколько раз на старты европейских кузовных чемпионатов в «группе 5″ (так называемые силуэты). Их двигатели объемом 3,5 литра развивали мощность от 800 до 950 л.с.
Наибольшую славу принесли BMW турбомоторы в Формуле 1. Этот этап истории начался еще в 1967 году, когда BMW дебютировала в чемпионате Формулы 2. Тогда донором стал 1,6-литровый 4-цилиндровый двигатель. Плод его эволюции — турбодвигатель от BMW 320i turbo с уменьшенным до 1,5 л объемом — и стал в 1981 году первым турбомотором BMW в Формуле 1. В 1982 году Нельсон Пике одержал первую победу на машине с таким двигателем, а в сезоне 1983 года завоевал чемпионский титул, опередив пионеров турбонаддува в Формуле 1 — французов из Renault перед самым финишем. На болиде Brabham BT52 1983 года двигатель BMW выдавал больше 640 л.с., а для квалификации его мощность подымали более чем вдвое! Но резко догнавшие конкуренты и проблемы с надежностью заставили в 1986 году уйти BMW с Формулы 1. Всего до 1986 года (включительно) в Формуле 1 на счету двигателей BMW 9 побед в Гран-При и один чемпионский титул.
За последующие 20 лет это было последней строкой в летописи турбированных двигателей BMW. Но история продолжается…
http://vk.com/fave?section=likes_posts&w=wall-38472666_33468